Техника движения вперед
Смысл физкультурной деятельности
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЙ СМЫСЛ
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО).
автор Тверских В.В.
Системообразующей характеристикой любой деятельности является ее цель. Основная цель физического воспитания студентов на основе тхэквондо с оздоровительной направленностью состоит в формировании готовности направленного использования разнообразных средств тхэквондо для сохранения и укрепления здоровья, психической подготовки и самоподготовки к будущей профессии.
Основываясь на результатах проведенного теоретического анализа, готовность к здоровьесберегающей физкультурной деятельности (ЗФД) мы рассматриваем как необходимую составляющую общей готовности студентов к самостоятельной жизни.
Под готовностью к ЗФД мы понимаем состояние психики студента, основанное на знаниях, умениях, навыках, мотивах и потребностях здоровьесбережения, которое проявляется в осознании необходимости направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, осознании способов достижения определенного уровня функциональных и двигательных способностей.
В ходе исследования нами разработана модель физического воспитания студентов на основе тхэквондо с оздоровительной направленностью с учетом соответствующих этой сфере подходов, принципов и рекомендации по моделированию педагогических явлении (В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, А.Я. Найн и др.)
Рис. 1. Модель физического воспитания студентов на основе тхэквондо
с оздоровительной направленностью
При построении модели мы использовали синергетический подход, раскрывающий принципы развития самоорганизующихся систем. Согласно синергетическому подходу среда, в которой способности студента могли бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью. Неопределенность стимулирует поиск студентом собственных ориентиров, а многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Помимо синергетического подхода, мы использовали личностно-деятельностный подход, который в нашем исследовании составляет основу учебного процесса, определяет мобилизацию мотивационно-потребностной сферы личности в единстве когнитивного, деятельностного и волевого компонентов.
Опираясь на результаты анализа имеющихся источников, мы считаем необходимыми и достаточными компонентами готовности студентов к ЗФД с позиции физической культуры личности: мотивационно-потребностный, когнитивно-рефлексивный, операцинально-деятельностный, волевой.
Качественное своеобразие содержания готовности студентов к ЗФД определяется не простым составом ее компонентов, поскольку они являются инвариантными по отношению ко всем видам готовности, а качественным своеобразием наполнения содержания каждого из них.
Мотивационно-потребностный компонент. Цель его функционирования заключается в побуждении, направлении студента к занятиям тхэквондо, осознанном принятии им жизненных ценностей, формируемых на основе корейской философии и применяемых в тхэквондо для максимального использования возможностей человека. Содержание компонента составляет система мотивов здоровьесберегающего поведения, проявляющихся в выборе средств тхэквондо. По мере изучения и освоения техники тхэквондо у студентов появляется чувство безопасности, осознание способности защитить себя и уверенность в своих силах. Практическая ценность заложена в движениях, составляющих технику (это справедливо и для самозащиты, и для формальных упражнений, и для спарринга - все эти формы работы улучшают здоровье и физическое состояние).
Когнитивно-рефлексивный компонент. Целью этого компонента является обеспечение ЗФД необходимой ориентировочной основой в виде знаний и представлений, а также актуализация критического отношения студента к процессу и результатам своих занятий тхэквондо. Содержание компонента составляют: знание норм и требований здорового образа жизни, способов комплексной регуляции организма в процессе занятий тхэквондо. По мнению Ли Сун Ман и Рике Гэтэйн, осознание связи человека и природы основано на трех идеалах тхэквондо. Первый идеал - технический - основан на практическом аспекте занятий (например, близость к природе, достижение состояния медитации с помощью правильного дыхания на свежем воздухе). Именно этот идеал воплощается в реализации второго компонента. Практическая польза тхэквондо состоит в способности защитить себя без оружия, в улучшении здоровья и гармоничном развитии личности в процессе тренировок.
В целом ряде исследований показано, что особенности рефлексии обусловливают характер занимаемой человеком личной позиции по отношению к выполняемой им деятельности. Позиция является осознанной жизненной ориентацией, выражает духовно-смысловую заряженность деятельности, в которой востребована и задействована личность (В.А. Петровский, 1992; А.И. Пригожин, 1989; В.А. Сластенин, 1997).
Тхэквондо - это не только система механических движений, но и система развития сознания, в которой основополагающее значение придается развитию моральных качеств и духа, необходимых для успеха. В результате тхэквондо не только дает хорошее здоровье и физическую форму, но и развивает уверенность в себе, формирует самодисциплину и выдержку.
Операционально-деятельностный компонент. Его цель - сознательное овладение практическими умениями и навыками ЗФД. Содержание компонента составляют: умения применять на практике различные средства тхэквондо, методы диагностирования своего физического и психического состояния, способы снятия утомления и переутомления средствами восточных оздоровительных систем во время физической и умственной деятельности, умения прогнозировать свое физическое и психическое состояние, проектировать индивидуальные маршруты ЗФД.
Овладение искусством Му Юэ - это второй идеал тхэквондо, означающий, что искусство основано на единстве сознания и души, отражаемом в действии. Это совершенство движений, достигаемое за счет концентрации и самоконтроля.
Волевой компонент. Его цель заключается в сознательном и преднамеренном управлении студентом здоровьесберегающим поведением и деятельностью по сохранению и укреплению личного здоровья в направлении или сдерживании (саморегуляции) своих действий, исходя из индивидуальных задач и требований этой деятельности. Философская концепция - это третий идеал тхэквондо, согласно которой теория и действия должны приводить к улучшению образа жизни. Основная цель развития в этом направлении - превратить интровертное сознание (контролируемое окружением) в экстравертное (контролирующее окружение).
Для полноценного функционирования воли необходимо предвидеть события, прогнозировать действия различных факторов, распределять внимание и усилие, что осуществляется через управление и саморегуляцию (М. Брихцин, 1989; В.И. Селиванов, 1992). Содержание компонента составляют волевые качества, волевые действия и волевые усилия, которые определяют характер организации и способность студента к самоорганизации деятельности по сохранению или укреплению личного здоровья. Внешне это проявляется в том, что деятельность субъекта имеет тенденцию к целесообразности, качественности, эффективности, несмотря на постоянно изменяющиеся условия ее протекания: внутренние состояния, эмоциональные переживания, колебания мотивации, усталость и т.д.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В. Тверских
В число основных условий физического воспитания, обеспечивающих готовность студентов к ЗФД на занятиях тхэквондо, входят: интеграция теоретического, методического и практического разделов программы; погружение студентов среду активного воздействия образовательных, учебно-тренировочных и внеучебных физкультурно-спортивных форм занятий; обучение организации своего поведения на основе развития умений целеполагания и проектирования самостоятельных занятий тхэквондо; обеспечение обратной связи посредством организации контроля и самоконтроля.
Проектирование содержания готовности студентов к ЗФД основывается на поэтапном формировании компонентов этого личностно важного психического свойства обучающихся. В соответствии с этим, опираясь на имеющийся опыт и специфику исследования, нами вычленяются следующие три этапа в формировании готовности: диагностики и ориентации, действенно-преобразующий, рефлексивно-поведенческий.
На первом этапе - диагностики и ориентации - у студента формируется осознание системы ценностей тхэквондо, отражающих совокупность концепций философии Востока, убеждение в необходимости интегрировать социальные требования и личностные притязания. Определив приоритетную для себя цель на основе результатов диагностики состояния личного здоровья, студент приступает к проектированию индивидуального маршрута ЗФД, выбирает и осваивает доступные для него на данный момент специальные упражнения из пяти основных дисциплин тхэквондо (кибон доньчжак, пхумсэ, кйоруги, хосинсуль, кйокпха) или выбирает для изучения только отдельные дисциплины. Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также для комплексной регуляции организма в индивидуальные программы включаются различные в зависимости от диагностических показаний упражнения оздоровительной гимнастики таньчжон хохыппоп. Для изучения здоровьесберегающих технологий студент выбирает тему реферативной работы, планирует для себя участие в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Данная технология предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных форм, средств и методов обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений в области тхэквондо при внедрении результатов проектов в учебно-тренировочный процесс.
Второй этап - действенно-преобразующий - направлен на присвоение понятийно-гностической составляющей двух фундаментальных систем ценностей, связанных с корейской философией. Практические и идеологические ценности формируют истинный дух тхэквондо. Совмещение этих двух систем ценностей с физическими тренировками в зале (доджан) обеспечивает ученикам атмосферу мира и уверенности в себе. На этом этапе студенты, выбравшие для изучения, например дисциплину хосинсуль - боевое взаимодействие и самооборона, по мере изучения техники вырабатывают осознание способности защитить себя, применяя силу только в минимальных пределах - исключительно для контроля над ситуацией. Для данного этапа характерным является субъективазация норм поведения, принципов и критериев физического воспитания. У студента формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей.
Третий этап - рефлексивно-поведенческий - связан с закреплением полученных знаний на поведенческом уровне. На этом этапе студенты занимаются тхэквондо самостоятельно, одни - с целью функционального укрепления своего организма, другие, наряду с этим - с целью выполнения контрольных нормативов и аттестационных требований на ученические степени в системе тхэквондо ВТФ. Для этого этапа характерна сформировавшаяся у студента убежденность в необходимости следования социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование - с другой.
Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимосвязаны, взаимодополняя и оказывая влияние друг на друга.
Критериями успешности реализации модели здоровьесберегающей технологии физического воспитания студентов на основе тхэквондо являются: эмоционально-личностный критерий (хорошее самочувствие, активность и настроение, позитивная мотивация занятий тхэквондо); информационный критерий (физкультурно-спортивные знания, включающие историю и философию тхэквондо; осознание системы ценностей физической культуры в т.ч. тхэквондо); деятельностный критерий (физкультурно-спортивные умения и навыки по основным дисциплинам тхэквондо, самостоятельность и активность в применении средств тхэквондо); оценочно-результативный критерий (физическое здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, морально-волевые качества);
Уровни готовности студентов к ЗФД определяются в зависимости от степени их активности - пассивности, педагогического управления, организации, соуправления и самоуправления, а также от характера деятельности (репродуктивной - продуктивной).
Представленная модель носит открытый характер, постоянно развивается и при необходимости может пополняться новыми компонентами.
Таким образом, процесс физического воспитания студентов на занятиях тхэквондо приобретает здоровьесберегающий смысл, представляет собой диагностику функционального состояния организма и последующую работу по проектированию индивидуального маршрута ЗФД, направленного на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности - ее духовности - с моральной, социально детерминированной подструктурой - нравственностью, обусловливающей реализацию их «я» в обществе.
Авторская справка
Тверских Владислав Владимирович; 23.07.1981; кандидат педагогических наук; старший преподаватель ЦОФК; Тюменский государственный университет.